Состоялось подписание договора о взаимном сотрудничестве между Вознесенским мужским монастырем г. Сызрань и Сызранским пансионатом для инвалидов

К изменениям правил крещения [Актуально]

Совсем недавно в жизни нашей епархии произошло важное изменение: теперь все, кто хочет принять крещения старше двенадцати лет или кто хочет стать крестным, должны пройти огласительные курсы. Что это? Нужен ли Церкви этот, на поверхностный взгляд, "бюрократизм"?

Огласительные курсы - это краткое изучение основ Православия и смысла крещения. Это выяснение духовных требований к человеку, возжелавшему стать членом Церкви или стать крестным. Нужно ли это?! Не станет ли это правило препятствием для желающих креститься? Ответ на эти вопросы попробуем найти в церковной истории.

Сейчас, к прискорбию, очень распространено мнение, что нужно максимально облегчить человеку путь к купели крещения, якобы крестить нужно всех, сразу и по первому требованию людей, что для крещения важно лишь одно условие: желание человека. Так ли было в древней Церкви? В древности очень строго относились к кандидатам для крещения. Они обязаны были пройти оглашение. Выглядело это следующим образом: до определенной даты все желающие записывались в огласительные училища, где учителя-катехизаторы учили их основам веры. Главным образом изучался Символ Веры, как главный вероучительный документ. Контурно изучались таинства Церкви. Примерно год шло обучение. Во время этого периода (оглашения) желающие креститься (оглашаемые) должны были жить примерной христианской жизнью, посещать богослужения, кроме участия в таинствах. В конце оглашения епископ лично испытывал знания оглашенных и исследовал их жизнь во время оглашения. Если человек не имел нужных знаний или жил не по-христиански, его не допускали до крещения, а оставляли на второй год, посылая на повторный круг оглашения. Если же кандидат оказался достойным то его крестил лично епископ обычно в день Великой Субботы.

Как видим, никто не боялся, что, дескать, "человек обидится и больше не придет". Церкви нужны истинные члены, как члены Тела Христова, а не приятная статистика.

А как же крещение младенцев? Духовное рождение (крещение) младенцев происходит по вере Церкви, которую выражают примерные члены ее, называемые "восприемниками от купели крещения" или "крестными". В таинстве крещения они произносят обеты христианской жизни от лица младенца. Естественно эти люди должны знать основы Православной веры и жить по-христиански.
Годы обмирщания и безбожия исказили эту прекрасную практику осознанной подготовки ко крещению. Церковь была лишена возможности вести просветительскую работу.

Слава Богу, сейчас есть все возможности постепенно возродить более осознанное отношение ко крещению. Лишь в этом случае крещение станет ощущаться как духовное рождение от "последнего Адама" - Христа, а не будет непонятной псевдоэтнической церемонией.

Протоиерей Анатолий Чибов,
настоятель Свято-Троицкого храма г. Сызрань.

<< Вернуться на предыдущую страницу